Мягкие навыки, также именующиеся как soft skills, помогают делать работу эффективнее. Вне зависимости от занятой должности, именно мягкие навыки позволяют подниматься по карьерной лестнице, взаимодействовать с клиентами, партнерами и коллегами, выполнять рабочие задачи продуктивно.
Мы рассмотрим, что такое soft skills и как их правильно развивать.
Что такое мягкие навыки?
Если сказать проще, то под мягкими навыками понимаются личные качества, которые можно использовать в рабочей деятельности. Например, способность договариваться с коллегами, сохранять рассудительность в конфликтных ситуациях, умение соблюдать дедлайны являются лучшими примерами soft skills.
Как утверждают специалисты, за развитие мягких навыков ответственно правое полушарие нашего мозга, которое отвечает за наши эмоции. При этом soft skills не являются чертами характера, которое сохраняется на протяжении всей жизни человека. Если черты характера являются свойствами личности, то soft skills являются способностью эффективно решать возникающие задачи и умение грамотно выбрать стратегию поведения.
Навыки человека принято разделять на две категории. Помимо soft skills это и hard skills, под которыми понимаются конкретные знания и умения, которые человек может использовать в разных сферах деятельности. Такими навыками можно овладеть, а для каждой профессии характерен определенный набор hard skills. Например, умение управлять автомобилем, владение CRM-системой или программирование на любом языке являются типичными примерами hard skills.
Мягкие же навыки более универсальны: то есть, их можно использовать в разных профессиях. Большинству soft skills невозможно обучиться. Например, вы можете научиться иностранному языку, посетив несколько тренингов, но такой вариант не подойдет для мягких навыков: они формируются на протяжении всей жизни. Однако их можно развить. Например, планомерная работа над управлением своими эмоциями и обучение переговорам могут помочь сотруднику приобрести лидерские качества.
Таким образом, hard skills представляют собой конкретные технические навыки, которым можно обучиться. А soft skills являются универсальными навыками, которые могут использоваться в разных профессиональных отраслях.
Нужны ли мягкие навыки?
Поскольку soft skills являются универсальными навыками, они могут пригодиться любому человеку. Но особенно над их развитием нужно работать следующим людям:
- Соискатели, которые пока не успели наработать внушительный опыт.
- Руководители, которые только начинают управлять коллективом.
- Специалисты с внушительным опытом, чей возраст превышает 50 лет.
- Специалисты, которые планируют переезд.
Но не стоит думать, что всем остальным специалистам мягкие навыки не нужны. Откроем секрет: регулярная работа над своими soft skills поможет подняться по карьерной лестнице (как вертикальный, так и горизонтальный рост), справиться с профессиональным выгоранием и просто не потерять интереса к своей деятельности.
Рекрутеры утверждают: мягкие навыки оказывают влияние на карьеру. Современные компании обращают на них постоянное внимание: и во время собеседования, и в процессе работы человека. Если человек обладает развитыми soft skills, то он может легко общаться с клиентами и коллегами, умеет адаптироваться к меняющимся условиям, может быстро обучиться новым знаниям.
Развитие soft skills – один из ключевых факторов для карьеры. Если человек не будет заниматься развитием своих навыков, он рискует остаться рядовым исполнителем, поскольку он не сможет презентовать себя, как профессионала в своей области.
Оценка гибких навыков
Если вы ощущаете, что не всегда правильно поступаете в решении рабочих вопросов, ваши коллеги опережают вас, а вы что-то теряете в своей профессии, вам точно нужно заниматься развитием своих soft skills. И особенно это актуально для представителей профессий в быстроразвивающихся отраслях.
Как правило, оценка гибких навыков является компетенцией HR-специалистов. Для этого они используют комплексные методы оценки навыков: проводят собеседования, и на основании полученных ответов проводят анализ компетенций специалистов. Современные HR-специалисты оценивают навыки соискателей по нескольким основным направлениям: проявление творчества, уверенность, общение, сотрудничество.
Как определить, какие мягкие навыки нужно развивать?
В каждой области профессиональной деятельности есть определенный набор, который состоит из приоритетных навыков. Узнать о них можно, например, прочитав несколько описаний к вакансиям: в них рекрутеры перечисляют ключевые навыки, которыми должен владеть потенциальный кандидат.
Например, специалист по маркетингу должен иметь стратегическое мышление и обладать навыками убеждения. Для менеджеров по продажам важны прокачанные коммуникативные навыки для общения с клиентами, а руководитель должен уметь управлять командой. Проанализируйте компетенции, к которым предъявляют требованиям работодатели, а после этого можно пройти тестирование на гибкие навыки: это поможет оценить уровень владения ими.
Как только вы выявили узкопрофильные soft skills, можно проанализировать универсальные навыки. Например, умеете ли вы адаптироваться к меняющимся условиям, насколько быстро находите общий язык с людьми, развит ли у вас эмоциональный интеллект. Чтобы определить свои универсальные мягкие навыки, можно воспользоваться следующими методами:
- Представьте себе несколько разных рабочих ситуаций и проанализируйте, в каких из них вы бы добились наибольших результатов.
- Определите уровень владения навыками: это поможет определить список приоритетных областей, которые требуют развития.
- Проанализируйте ключевые особенности вашей работы и вспомните, задачи какого характера дались вам сложнее. После этого подумайте, какие навыки могли бы помочь решать рабочие задачи эффективнее.
Какими могут быть soft skills и как их развить?
Коммуникация.
С помощью таких навыков человек может обретать полезные связи и знакомства, вести рабочую деятельность, обмениваться знаниями и опытом. Коммуникативные навыки делятся на две категории. Первая – профессиональное общение. Оно подразумевает ведение деловой переписки, взаимодействие с коллегами и клиентами. Вторая – презентация/самопрезентация. В эту категорию входят способности грамотно излагать информацию, отстаивать свою точку зрения.
Для развития этих навыков рекомендуется простое общение (в неформальной и в деловой обстановке), участие в переговорах и дискуссиях.
Критическое мышление.
Этот навык позволяет человеку правильно обрабатывать полученные данные и анализировать их. Если сотрудник не обладает такими способностями, он может потеряться в современном информационном потоке. Развитое критическое мышление позволяет рационально мыслить, правильно подбирать аргументацию, эффективно решать возникающие проблемы.
Чтобы развить в себе критическое мышление, постарайтесь научиться смотреть на проблему с разных сторон, выстраивать логическую цепочку, анализировать полученные выводы.
Клиентоориентированность.
Наличие такого навыка позволяет предугадывать желания клиентов, проявлять заботу о покупателях и адаптироваться к их интересам. Чем более клиентоориентированным является сотрудник, тем более эффективен он будет в работе, и это особенно ценят работодатели.
Чтобы развить данный навык, вам необходимо не только работать над собой, но и проводить объективный анализ разных людей. Подумайте, какие у них могут быть потребности, желания и цели. Начать можно со знакомых, родственников или коллег: предложите им решение проблем, которое поможет достичь поставленных ими целей.
Управление проектами.
Абсолютно любое занятие или увлечение можно представить в виде проекта. Такой проект собирает вокруг себя ресурсы, определенный бюджет, заказчиков и специалистов, которые способны удовлетворить интересы сторон. Навык управления проектами позволяет контролировать все аспекты на каждом этапе проекта, и при этом достичь нужного результата.
Для развития этого навыка попробуйте оформить несколько задач в виде проекта. Напишите главную цель, разделите реализацию проекта на несколько этапов, пропишите сроки реализации и действия, которые нужно выполнить. При этом важно контролировать каждый этап, применять методики оптимизации и повышения эффективности выполняемых действий.
Наставничество.
Важный навык, который превращает опытного сотрудника в учителя или ментора. Задача такого специалиста – помочь людям или целой компании развиваться в профессиональной области или выполнить конкретную задачу. Наставник выполняет целый ряд задач: он планирует процесс обучения, берет на себя ответственность за результат, фиксирует ошибки своих подопечных, обеспечивает профессиональный прогресс, передает опыт и навыки.
Чтобы развить этот навык, попробуйте подумать: какие знания и навыки вы можете передать людям? Придумайте ориентировочный план обучения и методики оценки. После создания плана можно приступить к практике: например, предложить наставничество знакомым, которые интересуются вашей сферой деятельности.
Убеждение.
Такой навык позволяет человек ненавязчиво донести свою точку зрения до других людей и грамотно аргументировать свое мнение. Психологи отмечают, что есть универсальный способ донесения информации до других людей. Во-первых, опишите свое мнение, не используя оценочные суждения. Во-вторых, расскажите о появившихся эмоций и сформулируйте потребность. В-третьих, изложите просьбу своему собеседнику.
Самостоятельность в принятии решений.
Чтобы научиться принимать решения и делать правильный выбор, необходимо грамотно расставлять приоритеты в ситуациях разного характера, анализировать плюсы и минусы всех имеющихся вариантов, и на их основании делать выбор.
Решение проблем.
Этот мягкий навык помогает преодолевать трудности или минимизировать вероятность столкновения с ними. Чтобы развить в себе этот навык, вам нужно обучиться анализу и стратегическому мышлению. Вы должны научиться предусматривать разные варианты исхода событий и последствия в случае их наступления.
Для этого многие специалисты рекомендуют выполнять простое упражнение. Обозначьте и придумайте возможную проблему, после чего подумайте о возможных решениях. Распишите 5-7 вариантов, обозначьте преимущества и недостатки каждого, распишите примерные сроки возможных решений и действия, которые нужно выполнить для достижения цели.
Эмоциональный интеллект.
Сегодня развитый эмоциональный интеллект очень ценится рекрутерами. Специалисты, обладающие таким навыком, способны распознавать эмоции других людей и эффективно управлять своими. Благодаря пониманию потребностей остальных такие специалисты могут строить взаимовыгодные отношения с людьми.
Такой навык совершенствуется сложно, на это требуется много времени. Вам просто нужно больше общаться и проявлять рефлексию по отношению к другим людям. Старайтесь соотносить свои эмоции с чувствами остальных, анализируйте поведение человека при общении, запоминайте его реакцию в различных ситуациях.
Обучаемость.
Этот навык позволяет освоить новые знания, которые впоследствии можно будет применять на практике. Однако недостаточно лишь прочитать книги или посетить профильные курсы: нужно самостоятельно научиться управлять своими знаниями. Например, действовать по предварительно составленному плану обучения, проверять источники информации на достоверность, структурированный все полученные знания и превращать их в конкретные навыки.
Обучаемость можно развить только длительной работой над собой. Попробуйте прочитать книгу о новом направлении деятельности, вычлените только нужную информацию для себя, проверьте ее на других источниках и используйте полученные знания.
Многозадачность.
Работа в режиме многозадачности особенно актуальна для руководителей и специалистов, занимающихся ведением сразу нескольких проектов. Данный навык позволяет грамотно управлять ресурсами, применять стратегическое мышление, учитывать риски и самостоятельно принимать решения.
Для развития такого навыка создавайте планы для разных задач, прописывайте сроки реализации, расставьте приоритеты между ними.
Экологичное мышление.
Этот навык позволяет подробно анализировать причины и следствие всех выполненных действий, при этом не оказывая негативное влияние на себя и на окружающих людей. Специалист, обладающий экологичным мышлением, способен нести ответственность за свои действия, получает удовлетворение от выполнения поставленных задач. Например, если сроки проекте неожиданно сократились, человек с экологичным мышлением найдет решение проблемы, а не будет поддаваться панике.
Чтобы развить в себе экологичное мышление, старайтесь рационально подходить к каждой ситуации, анализируйте последствия действия, взвешивайте плюсы и минусы, и приступайте к действиям только после глубокого анализа.
Мягкие навыки в резюме
Мы развиваем мягкие навыки, чтобы достичь профессионального роста. Следовательно, вам нужно рассказать о них в резюме. Сделать это можно в разделе «Профессиональные навыки» или «Компетенции», предварительно разделив блок на две категории – жесткие и мягкие навыки.
Чтобы правильно создать структуру раздела и всего резюме в целом, используйте бесплатный онлайн-конструктор или изучите примеры резюме по профессиям. Конструктор поможет вам с нуля создать качественную анкету с помощью подсказок: вам нужно только заполнить соответствующие поля, и система автоматически сверстает для вас готовое резюме. Его можно будет абсолютно бесплатно скачать в форматах docx и pdf, переслать по электронной почте или показать работодателю, сформировав ссылку на документ.
Комментарии (0)
Комментариев к материалу еще нет