Более 1000 отзывов 4.93
Главная > Блог > Основные профессиональные навыки и их значение в современном мире труда

Основные профессиональные навыки и их значение в современном мире труда


Рекрутеры всегда ищут будущих сотрудников по строгому алгоритму, изучая резюме буквально за пару десятков секунд. И большую часть этого времени занимает изучение опыта и навыков. Именно эти два фактора являются важными для оценки профессиональных компетенций кандидата и принятии решения о его приглашении на собеседование.

Сами рекрутеры говорят: они связываются с кандидатом только в том случае, если он подходит под конкретные требования вакансии. А выяснить это как раз помогает изучение навыков. И у многих соискателей возникают сложности с заполнением этого раздела. Какие навыки стоит перечислить? О чем не нужно упоминать? Что важнее – профессиональные навыки или личные качества? 

В статье мы ответим на эти и многие другие вопросы, а также расскажем про значение навыков в современном резюме.

Для чего нужен блок «Навыки» в резюме?

Для чего нужен блок «Навыки» в резюмеЭтот раздел является прямым отражением профессиональных компетенций любого соискателя. Он говорит рекрутеру или работодателю о том, чему кандидат смог научиться, что он сейчас умеет, как он применяет полученные навыки в работе.

Внедрение этого блока решает важную задачу – он показывает работодателю конкретный список умений, которые могут понадобиться на новой должности. Есть еще один важный момент: блок «Опыт работы» не всегда позволяет правильно оценить компетенции соискателя. Из этого следует, что навыки дополняют информацию про ваш трудовой стаж.

Раздел «Навыки» в резюме считается наиболее важным, но при этом он не потребует особых усилий для заполнения. Чтобы добавить в резюме этот раздел, напишите соответствующее название блока, внесите свои навыки с помощью маркированного списка, а также адаптируйте их в соответствии с описанием вакансии, на которую претендуете. 

При заполнении данного раздела не стоит преувеличивать, ведь работодатель может потребовать конкретных примеров. Если это возможно, укажите, как вы применяли данные навыки на прошлых местах работы. Так ваш заочный собеседник поймет, как вы использовали полученный опыт на практике. 

В качестве примера можно рассмотреть стандартную ситуацию. Например, вы хотите занять руководящую инженерную должность. В этом случае мало рассказать о своих лидерских качествах. Расскажите о том, что лидерские качества помогли вам эффективно делегировать важные рабочие задачи, интегрировать новые процессы и улучшить работу компании, в целом. 

Важно: в данный раздел не следует вписывать абсолютно все ваши навыки, даже если их много. Рекрутеры гораздо больше ценят несколько релевантных конкретной вакансии навыков, чем длинный список шаблонных словосочетаний.

Какими бывают навыки?

Какими бывают навыкиВсе навыки можно разделить на две категории.

Первая – hard skills, они же технические навыки. Под такими навыки понимаются технические знания, которые вы приобретаете при выполнении своих обязанностей. Например, на прошлом месте работы вам приходилось заниматься созданием логотипов, и вы приобрели навык владения графическим редактором Abobe Photoshop. 

Вторая – soft skills, они же гибкие навыки. Эту категорию можно назвать личными качествами соискателя, которые он может применять во время рабочего процесса. Например, креативный подход в работе – это и есть один из мягких навыков.

Каждая их этих категорий делится на несколько видов, которые можно указать в резюме. «Жесткие» (технические) навыки могут быть связаны с:

  • Владением иностранными языками (английский, французский и другие);
  • Программным обеспечением (CRM, 1C, MS Office и т.д.);
  • Техническими приемами (методы машинного обучения, кластерный анализ, визуализация данных и т.д.);
  • Машинными операциями (управление оборудованием, техническое обслуживание и т.д.);
  • Языками программирования (jаvascript, Python, C++ и т.д.).

Мягкие навыки могут быть связаны с:

  • Коммуникабельностью (умение расположить человека к себе, уверенная речь, умение слушать);
  • Лидерством (способность принимать важные решения, владение тайм-менеджмента, навыки решения конфликтов);
  • Креативностью (нестандартный подход к решению задач, критическое мышление);
  • Социальными навыками (доверие, умение работать в команде);
  • Персональными навыками (обучаемость, честность).

Какие из двух категорий навыков считаются самыми важными для резюме? Рекрутеры утверждают, что все они являются важными. И это можно легко доказать.

Например, вы работаете в сфере, где рынок труда сильно переполнен и для получения предложения вам нужно обойти десятки конкурентов. В этом случае рекрутеры ежедневно получают сотни резюме. Теперь представьте, что половина эти резюме принадлежит кандидатам, у которых практически идентичный технический опыт. Тогда рекрутер будет выбирать кандидата, учитывая его личные качества – то есть, soft skills. 

В современных компаниях личные качества ценятся не меньше, чем технические навыки. Почти любого сотрудника со временем можно научить использовать какую-то программу или обучить иностранному языку. Но черты характера, которые присущи кандидатам, практические невозможно изменить. А некоторые вакансии требуют наличия конкретных качеств, которые позволят выполнять работу продуктивно.

Это доказывают и исследования, проведенные ведущими организациями в сфере HR. Как показали опросы, для большинства работодателей идеальным считается тот кандидата, у которого примерно одинаковое количество hard и soft skills. Из этого делаем простой вывод: в резюме нужно указывать и те, и другие навыки.

Какие навыки самые востребованные?

Какие навыки самые востребованныеКаждому работодателю требуются конкретные навыки, которые он указывает в описании к вакансии. Но есть и ряд навыков, которые всегда остаются востребованными среди работодателей. Мы перечислим самые популярные навыки в 2024 году, которые были выявлены во время опроса работодателей.

Hard skills:

  1. Искусственный интеллект. Сегодня все больше компаний используют ИИ для автоматизации процессов. Владение технологиями искусственного интеллекта на профессиональном уровне поможет без проблем найти высокооплачиваемую работу, которая также считается наиболее перспективной.
  2. Облачные вычисления. Большинство компаний не используют классические серверы и другие технические средства для хранения данных: их постепенно заменяют облачные системы. И специалисты, обладающие знаниями в этой области, имеют высокую востребованность.
  3. Управлением персоналом. В компаниях с современным подходом к управлению невозможно встретить фразы вроде «Я начальник и я прав». Хорошие специалисты с навыками управлением персонала очень ценятся: они грамотно делегируют задачи, знают тонкости управления командой, могут влиять на процессы внутри нее и не страдают микро-менеджментом. 
  4. Аналитические навыки. Такой навык очень востребован в компаниях, где нужно работать с большими объемами данных. Хорошие специалисты умеют анализировать информацию, на ее основе прогнозировать и моделировать ситуации, могут объективно оценивать действительность, учитывать влияние внешних и внутренних факторов.
  5. UX-дизайн. Хороший UX-дизайн привлекает пользователей и клиентов, упрощая их взаимодействие с конкретным продуктом. И специалисты, развивающиеся в этом направлении, очень ценятся.

Soft skills:

  1. Креативность. Весьма избитое качество, которое работодатели ценят больше всего. Но под креативностью понимается не просто интересное мышление, а целый комплекс навыков: способность находить уникальные решения, умение посмотреть на задачи с разных сторон, нестандартный подход к работе.
  2. Навыки убеждения. Такие навыки помогают и в работе с командой, и в работе с клиентом. Современные компании ценят людей, которые могут привлекать и убеждать клиентов.
  3. Навыки адаптации. В современном бизнесе, как и в любой сфере, ситуация может стремительно меняться. Специалист, который поспевает за технологиями и умеет анализировать ситуацию, а также подстраивать под них внутренние бизнес-процессы компании, всегда будет востребован.
  4. Умение работать в команде. Специалист должен уметь работать в коллективе. Это всеобъемлющий навык, который предусматривает умение слушать и слышать других людей, адекватно и объективно оценивать предложения, высказывать свою точку зрения для того, чтобы достичь общего результата.
  5. Навыки тайм-менеджмента. Хороший сотрудник умеет правильно распределять свои временные ресурсы, соблюдает дедлайны и выстраивать свою работу таким образом, чтобы выполнить ее к определенному сроку.

Как правильно указать навыки в резюме?

Многие привыкли размещать раздел с навыками в нижней части резюме, после блоков «Образование» и «Опыт работы». Но на самом деле расположение данного блока зависит от выбранного формата резюме. Расскажем подробнее.

  1. Хронологический формат. Классический формат, к которому привыкли все – и рекрутеры, и соискатели. В таком документе акцент делается на опыт работы, поэтому сначала идет раздел с перечислением прошлых мест работы и должностных обязанностей, а следом за ним – блок с навыками.
  2. Функциональный формат. Как правило, к такому формату прибегают начинающие специалисты или люди без опыта. В этом случае навыки становятся самым главным разделом в резюме, который должен находиться сразу после контактной информации. Но главное – выбирать наиболее релевантные навыки, которые соответствуют конкретной должности.
  3. Комбинированный формат. Такая разновидность резюме включает в себя особенности вышеуказанных форматов. Соответственно, сначала нужно разместить раздел «Навыки», а после него «Опыт работы». 
  4. Таргетированный формат. Название этого формата происходит от английского слова «target» – цель. То есть, в нем указываются только те навыки, которые подходят исключительной для выбранной вакансии. Вопрос о размещении раздела – второстепенный. О своих навыках можно рассказать до раздела «Опыт работы» или после него.

Уровень навыков: как о нем рассказать?

Уровень навыков как о нем рассказатьВо многих современных резюме раздел «Навыки» визуализируется. Например, указывается «Уровень владения английским языком» и рядом размещается 5-бальная шкала, где соискатель указывает этот уровень по шкале. Такой способ отразить свой уровень популярен среди рекрутеров: он позволяет моментально определить, насколько кандидат подходят для вакансии.

Соискателю не обязательно использовать такой способ. Не обязательно и указывать уровень владения определенными навыками. Но если вы его укажете, это станет дополнительным преимуществом для вашей кандидатуры. Рекрутеры советуют использовать три обозначения уровней владения навыками:

  1. Beginner/Начинающий. Этот уровень говорит о том, что что данный навык у вас есть, но пока вы не можете похвастаться богатым опытом его применения на практике. Кстати, такой уровень также можно назвать базовым.
  2. Intermediate/Средний. Вы знаете этот навык и умеете применять его на практике, но над развитием профессиональных компетенций еще стоит поработать.
  3. Expert/Эксперт. Вы в совершенстве владеете определенным навыком и обладаете богатым опытом его применения в практических условиях.

Если вы затрудняетесь сформировать и визуализировать список своих навыков и уровень владения ими, вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-конструктором резюме. Вы заполняете специальную форму, после чего конструктор формирует для вас готовый документ. При подготовке резюме вы также можете выбрать определенный визуальный шаблон и уровень владения навыками. Готовое резюме автоматически сохраняется в вашем личном кабинете: его можно будет в любое время отредактировать или скачать в форматах docx или pdf.

Как адаптировать свои навыки?

Как мы упоминали ранее, рекрутеры изучают резюме, чтобы найти соответствие между профессиональными компетенциями кандидата и требованиями вакансии. Соответственно, кандидат должен расписать свои навыки так, чтобы они отвечали этим требованиям. 

Как это сделать? Для начала внимательно изучить вакансию, ознакомиться с особенностями компании на ее сайте или в социальных сетях, почитать отзывы сотрудников. После этого анализируем требования в вакансии и сопоставляем их с навыками. Приведем конкретные примеры.

Требование в вакансии: привлекать новых партнеров для работы.

Навык: коммуникабельность.

Требование в вакансии: взаимодействие с клиентами с негативным опытом обслуживания.

Навык: способность решать конфликты, стрессоустойчивость.

Требование в вакансии: обеспечение взаимодействия между отделами компании для повышения эффективности работы.

Навык: умение работать в команде.

Общие рекомендации для заполнения раздела «Навыки»

После подробного обзора можно резюмировать информацию и привести краткие рекомендации:

  1. Указывайте релевантные навыки. Список навыков (или их часть) должны подходить под конкретную вакансию. Помните, что невозможно создать список универсальных навыков. Лучше всего создать несколько копий резюме с разными навыками, если вы планируете отправлять заявку на несколько вакансий.
  2. Обеспечьте взаимосвязь между разделами. Во-первых, навыки должны быть связаны с вашим образованием и опытом работы. Во-вторых, они должны соответствовать действительности. Если в разделе «Навыки» вы указали аккуратность, а в резюме допустили несколько грамматических ошибок, это будет выглядеть очень странно.
  3. Разделите навыки на две категории. Укажите hard и soft skills. Чтобы не удлинять свое резюме из-за объемного списка, этот блок можно разделить на две колонки или по-другому визуализировать его. 
  4. Расскажите об уровне владения навыками. Подчеркните свои профессиональные компетенции, чтобы доказать превосходство над остальными соискателями. Для удобства используйте графические элементы, отражающие уровень владения. 
  5. Позаботьтесь о структуре раздела. Навыки должны быть изложены читабельно, понятно и структурированно. Важно, чтобы все остальные разделы также соответствовали этому требованию. 

Комментарии (0)

Комментариев к материалу еще нет