Для большинства соискателей процесс поиска работы ассоциируется только с резюме. На самом деле, некоторые рекрутеры или работодатели могут потребовать другие документы, чтобы более подробно раскрыть особенности кандидата. Таким документом, в том числе, может являться автобиография.
Скорее всего, раньше вы слышали о биографических справках или книгах-автобиографиях. Здесь почти то же самое, но задача автобиографии для работы заключается в том, что вы должны заинтересовать потенциального рекрутера или работодателя.
Итак, мы расскажем, как правильно составить автобиографию для работы, что в нее должно входить и как правильно написать ее.
Чем отличается автобиография от резюме?
Резюме – это всегда лаконичное изложение фактов о вашей трудовой деятельности и образовании. Оно составляется по определенной структуре, имеет конкретные разделы, включая перечисление мест работы, образование и профессиональные навыки кандидата.
Автобиография является неофициальным документом, который составляется без соблюдения строгих правил. Это может быть свободное изложение ключевых моментом жизни соискателя, которые связаны с его профессиональной деятельностью. Например, в резюме соискатель просто перечисляет свои личные качества, а автобиографии может рассказать, какие события в жизни повлияли на выбор конкретной профессии.
В автобиографии можно излагать самые главные моменты жизни, располагая их в хронологическом порядке. При этом важно отличать действительно важные события, которые прямо или косвенно повлияли на работу, от ненужных для рекрутера фактов.
Для чего нужна автобиография?
Автобиография – дополнительный документ, подтверждающий профессиональные компетенции и раскрывающий личностные характеристики кандидата. Это как сопроводительное письмо – оно не является строгим требованием при отправке резюме, но всегда подчеркивается рекрутером, как плюс.
Чтобы понять необходимость автобиографии, можно представить стандартную ситуацию: рекрутер ищет хорошего кандидата на должность руководителя отдела продаж. После длительных поисков и многоступенчатого отбора рекрутер выделил 3 кандидата, которые идеально подходят на эту должность.
Но проблема может заключаться в том, что у этих 3 кандидатов почти одинаковое образование, профессиональные и технические навыки. И это значит, что рекрутеру нужно изучить кандидатов более подробно. Для этого он может попросить каждого подготовить автобиографию, где будет изложена максимально подробная информация, нежели в резюме.
Изучение автобиографии позволит рекрутеру ответить сразу на несколько вопросов о потенциальном кандидате:
- Соответствуют ли личные качества соискателя указанной должности?
- Как кандидат оценивает себя и свои профессиональные возможности?
- Умеет ли кандидат составлять официальные документы и насколько он грамотен?
- Какие профессиональные навыки кандидат сформировал на протяжении своей карьеры.
- Подходит ли кандидат на определенную должность?
При этом автобиографию можно назвать универсальным документом. Он может изучаться специалистов по подбору кадров, сотрудниками службы безопасности или психологом из штата.
Как написать автобиографию и заинтересовать рекрутера?
Несмотря на то, что автобиография может готовиться в свободной форме, при написании все же следует придерживаться некоторых правил.
- Лаконичность информации.
Не делайте из себя писателя, который готовится к публикации своей книги. Помните, что рекрутера не интересуют подробности вашего детства и юношества, а также детали, которые не имеют никакого отношения к работе. К тому же, у рекрутеров нет времени на изучение длинных трактатов. HR-эксперты рекомендуют: объем автобиографии должен составлять не больше 1 страницы. В редких случаях можно растянуть объем до 1,5 страниц.
- Последовательное изложение.
Если вы начнете рассказывать о своем образовании, а потом резко переключитесь на последнее место работы, это вызовет определенные вопросы у рекрутера: он запутается в упорядоченности информации и не будет дальше изучать документ. Все данные следует излагать в хронологическом порядке.
- Соответствие деловым нормам.
Весь текст автобиографии должен соответствовать официальному стилю: даже с учетом того, что документ готовится в свободной форме. В тексте не нужно проявлять свое чувство юмора, использовать сложную и профессиональную терминологию. Разумеется, как и любой текст, автобиография не должна включать в себя пунктуационные и орфографические ошибки: после подготовки обязательно проверьте весь текст.
- Наличие структуры.
Вся информация о вас должна быть изложена в определенной последовательности. Структурируя текст, вы делаете его более простым для изучения рекрутером. О конкретной структуре мы расскажем чуть ниже.
- Отсутствие преувеличений.
В своей автобиографии не нужно излагать неправду или преувеличивать. Рекрутеры часто проверяют достоверность данных, и если вас поймают на лжи, это негативно скажется на профессиональной репутации.
Какая структура должна быть у автобиографии?
Свободная форма изложения не означает, что при написании не нужно придерживаться определенной структуры. HR-эксперты рекомендуют включить в этот документ следующую информацию:
- Свои данные. Обязательно поприветствуйте своего собеседника и расскажите о себе: начиная от фамилии и имени, и заканчивая городом проживания.
- Данные о родственниках. Если автобиография будет проверяться службой безопасности, рекрутер может попросить включить этот пункт в документ. В этом разделе кратко упоминаются ФИО родственников и их места работы. При необходимости можете добавить информацию о детях.
- Образование. Кратко расскажите о полученном образовании. Школы упоминаются редко: только в том случае, если вы являетесь начинающим специалистом. Особое внимание следует уделить среднему специальному или высшему образованию. Опытные специалисты также могут перечислить пройденные курсы повышения квалификации, семинары или отметить наличие MBA.
- Опыт работы. Наиболее объемный раздел, в котором можно указать свои регалии и достижения, соотнести их с опытом работы. Обратите внимание, что в автобиографии не нужно перечислять предыдущие места работы, как это делается в резюме.
- Дополнительная информация. Сюда можно поместить данные о проектах или мероприятиях, в которых вы принимали участие. При необходимости расскажите о своих увлечениях, которые так или иначе повлияли на работу или подчеркивают ваши преимущества.
Разновидности автобиографии
В каком стиле писать автобиографию? Как мы упоминали ранее, не стоит превращать автобиографию в подробную повесть о себе. Вместе с тем она не должна быть сухим официальным текстом, который будет скучно читать.
Автобиография должна быть более живой, чем резюме, но не настолько, как публицистика. При этом соискатель может выбрать, какой вид будет иметь его автобиография:
- Произвольная. Такой формат документа подразумевает самостоятельное создание структуры. Вы сами выбираете, какую информацию будете включать в документ. Но при этом он все равно должен быть информативным и лаконичным.
- Эссе. Более эмоциональный формат текста, в котором можно более подробно изложить некоторые события из жизни.
- Анкетная. Заполнение автобиографии в соответствии с планом, выданными рекрутером или работодателем.
Обязательно ли писать автобиографию?
Автобиографию не нужно составлять в тех случаях, если об этом не попросил рекрутер. Как правило, этот документ высылается уже после изучения резюме и сопроводительного письма: то есть, после нескольких этапов отбора.
Однако есть исключения: например, если вы планируете стать государственным служащим, поступить на военную службу или работать в органах безопасности, автобиография является обязательным документом.
Комментарии (0)
Комментариев к материалу еще нет